ДЗЯРЖАЎНАЯ УСТАНОВА АДУКАЦЫІ "ЛІНОЎСКАЯ СЯРЭДНЯЯ ШКОЛА"
diplom
Год малой радзімы
Афіцыйны інтэрнэт-партал Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь
Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Навукова-метадычная ўстанова "Нацыянальны інстытут адукацыі"
Детский правовой сайт

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

 Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)

 

 

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются:

  • непрерывность,
  • целенаправленность,
  • интегративность,
  • единство общей и профессиональной культуры,
  • взаимосвязь и преемственность,
  • доступность,
  • опережающий характер,
  • перманентность перехода от низкой ступени к высшей,
  • вариативность и др.

Администрация комбината должна способствовать формированию у педагогических работников устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждать их к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);

3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

— средств массовой информации,

— вычислительной и оргтехники,

— библиотек,

— экскурсий,

— исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,

— общения с учеными, интересными людьми,

-осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) комбината; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

На  этом этапе  педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический.

На этом этапе  происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО,  посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный.

На этом  этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагогического работника предусматривает:

  • текущее и перспективное планирование;
  • подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации;
  • овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта;
  • постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

План самообразования педагога должен включать:

  • перечень литературы, которую планируется изучить;
  • формы самообразования;
  • срок завершения работы;
  • предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с учителем, мастером производственного обучения, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы директора комбината, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность комбината в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.

В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов:

  • списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы;
  • материалы передового педагогического опыта;
  • разные варианты планов работы по самообразованию;
  • тексты докладов;
  • образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности;
  • образцы конспектов литературных источников;
  • новинки психолого-педагогической литературы.

Формы и методы  руководства самообразованием учителей со стороны администрации комбината:

  1. Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений педагогических работников по вопросам обмена опытом самообразования.
  2. Индивидуальные беседы администрации комбината с педагогами об основных направлениях самообразования.
  3. Совместное обсуждение администрацией комбината и педагогическими работниками методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности уроков.
  4. Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики.
  5. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.
  6. Проведение групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.
  7. Систематическое подведение итогов самообразовательной работы педагога (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях МО), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и его профессионально-квалификационный рост.

Если говорить о совершенствовании методической работы на современном этапе, то нужно говорить в первую очередь об исследовательской деятельности педагога, т.е. о совмещении его практической работы и изучении новых методик и технологий.

Время показало, что наступил новый этап связи науки и практики. Он состоит в том, чтобы приобщить педагога к исследовательской деятельности, дать ему в руки “удочку” в виде технологии исследования и научить его самого решать научным способом текущие учебные проблемы.

Опыт многих учебных заведений убедительно доказал, что выживают те из них, которые овладели исследовательскими знаниями и умениями, ведут востребованные исследования, обслуживающие поставленные практикой задачи.

Нужно научить педагога видеть результаты своей деятельности и уметь анализировать их. С этой целью нами разработаны:

  • журнал учёта знаний и умений учащихся;
  • журнал мониторинга педагога.

Все эти документы позволяют педагогу, используя прилагаемые памятки, проанализировать полученные результаты самому, увидеть результаты коллег, рассмотреть проблемы на МО.

Нужно создать систему самообразования, которая бы позволила расширить исследовательскую деятельность педагога. Данную систему можно представить следующей таблицей.

 

Архіў
Вас запрашае субота
Вас запрашае субота
DADOMU.BY
Время стать заметным!
Дом без насилия
Время стать заметным!
Мобильное приложение
Музей истории вычислительной техники