ДЗЯРЖАЎНАЯ УСТАНОВА АДУКАЦЫІ "ЛІНОЎСКАЯ СЯРЭДНЯЯ ШКОЛА"
diplom
Год малой радзімы
Афіцыйны інтэрнэт-партал Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь
Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Навукова-метадычная ўстанова "Нацыянальны інстытут адукацыі"
Детский правовой сайт

Что такое замещающие семьи?

Что такое замещающие семьи?

 Замещающие семьи – это различные типы семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семьи усыновителей, опекунов, попечителей, приёмные семьи, детские дома семейного типа.

 

Почему детям нужно воспитываться в замещающих семьях?

Для нормального развития ребёнка необходимо окружение людей, которые не только заботятся о нем, но и любят, принимают его таким, какой он есть, с которыми он живет одной жизнью, одними интересами. Маленькому ребёнку в первую очередь нужна мать или человек, полностью её заменяющий.

Семья предоставляет ребёнку оптимальные возможности для формирования личности, вводит его в социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь.

Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником взаимодействия с членами семьи, общается с представителями разных поколений, родственниками, получает положительный опыт устройства семейной системы жизнедеятельности, который впоследствии поможет  стать хорошими родителями.

 

Кто может быть замещающими родителями?

Замещающими родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребёнка.

 

Какие дети передаются на воспитание в замещающие семьи?

 

На воспитание под опеку, в приёмную семью, детский дом семейного типа передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

*дети, родители которых умерли;

*дети, родители которых неизвестны;

*дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;

*дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

*дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях  социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба родителя которых:

  • умерли;
  • лишены родительских прав;
  • дали согласие на усыновление ребёнка;
  • признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;

                   

Сколько детей можно взять на воспитание?

Количество приёмных детей зависит от формы устройства ребёнка. Это может быть 1—4 ребёнка в случае установления опеки или создания приёмной семьи, 5—8 — в детском доме семейного типа. Однако общее число детей в такой семье, включая родных и усыновлённых, как правило, не должно превышать 8 человек. Законодательство не ограничивает количество детей для усыновления, но оно обусловлено материальными возможностями семьи.

 

Передача ребёнка (детей) в замещающую семью осуществляется с учётом его мнения. Передача в семью ребёнка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется с его согласия.

Формы жизнеустройства детей

 

Семья – самая лучшая среда для жизни и развития ребенка.

 

Усыновление — наиболее предпочтительная форма семейного устройства детей. Это основанный на судебном решении юридический акт, в результате которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и их детьми.  При усыновлении ребенок приобретает семью, заинтересованную в его полноценном развитии.

Опека (попечительство) – принятие в семью ребенка на правах воспитанника. Устанавливается по решению органа опеки и попечительства. Опеку (попечительство) над ребенком устанавливают родственники или близкие для него лица. Опекун исполняет свои обязанности безвозмездно. На содержание подопечного выплачиваются ежемесячные денежные средства.

Приемная семья – профессиональная семейная забота. Она образуется на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора заключаемых отделом образования, спорта и туризма. Общее число детей в приемной семье, не должно превышать 4 человек. На содержание  выплачиваются ежемесячные денежные средства. Приемный родитель получает ежемесячную заработную плату.

Детский дом семейного типа — профессиональная семейная забота. Семья принимает на воспитание от 5 до 10 детей. Родители-воспитатели выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора заключаемых отделом образования, спорта и туризма. На содержание воспитанников  выплачиваются ежемесячные денежные средства. Родитель-воспитатель получает ежемесячную заработную плату.

Патронатное воспитание – возможность для ребенка, растущего в интернатном учреждении, бывать, гостить в  семье в период каникул, выходных, праздничных дней, знакомиться с нормами и правилами обычной семейной жизни. Эта форма семейного устройства помогает  найти семью детям старшего возраста. Патронатное воспитание осуществляется безвозмездно. На содержание ребенка выплачиваются денежные средства.

Любовь и забота к ребенку не зависят от того, где живет этот ребенок. Они зависят от чувств, которые вы к нему испытываете, от вашей ответственности за него.

По вопросам жизнеустройства детей в семью необходимо обращаться в

ГУО «Линовская СШ»  или по телефону:  51-358,

 а также  в       отдел образования, спорта и туризма Пружанского райисполкома

или по телефону: 9-58-29.

Можно ли взять ребёнка в семью для адаптации до окончательного оформления необходимых документов?

Для получения предварительной информации о ребёнке, первичного построения отношений кандидатов в замещающие родители и детей, коррекции нереальных ожиданий возможна передача детей для адаптации (привыкания) кандидатам после прохождения ими психологического обследования. Возможно проведение адаптации в несколько этапов (выходные и праздничные дни, каникулярное время). Выплата заработной платы кандидатам в приёмные родители в этот период не производится. Выплачиваются средства на содержание ребёнка.

Как долго дети могут находиться в замещающей семье?

Дети, определённые в детский дом семейного типа, находятся там до достижения совершеннолетия либо до окончания учебы и трудоустройства. При желании родителей-воспитателей — и дольше, однако отношения уже не будут носить правового характера. При желании родителей-воспитателей, воспитанник может быть ими усыновлён.

Продолжительность нахождения детей в приёмной семье зависит от сроков, на которые заключается трудовой договор с приёмными родителями. Обычно в приёмной семье воспитанник живёт до окончания школы. После поступления в ВУЗ или ССУЗ он переходит на полное государственное обеспечение в том учреждении, где будет учиться. По обоюдному желанию приёмного родителя и приёмного ребёнка (с согласия органов опеки) возможны переход приёмной семьи в опекунскую или усыновление (удочерение).

Опека устанавливается до достижения ребёнком возраста 14 лет или до возвращения детей на воспитание родителям. С 14 лет опека переходит в попечительство. В случае если ребёнку дается в установленном законом порядке разрешение на брак до достижения совершеннолетия либо он решением местного исполнительного и распорядительного органа признается эмансипированным, попечительство прекращается, и ребёнок приобретает полную дееспособность.

На что следует обратить внимание в первые две недели нахождения ребёнка в приёмной семье?

Особое внимание стоит уделить первой встрече с ребёнком. Бывает, что ребёнок при первой встрече пугается мужчин, долго не может привыкнуть к новому папе. Это происходит, если ребёнок долго находился в детских учреждениях, где работают женщины, и мужчины непривычны для ребёнка. Наберитесь терпения и не обижайтесь на ребёнка, если он отдаёт предпочтение кому-то одному из членов семьи. Помните, что установить контакт с детьми легче всего через необычные игрушки и предметы, подарки. В первые дни нежелательно приглашать в дом гостей, новых людей. Не советуем в этот период ходить в гости или часто посещать незнакомые места. В первые дни дети могут бояться спать одни, оставаться в комнате без взрослых. Исключите из общения с ребёнком жесткие и категорические требования. Помните, что он и так первое время находится в ситуации, близкой к стрессовой. Дисциплинирующие ограничения, наказания, порицания лучше использовать попозже, когда ребёнок привыкнет к новым условиям, примет взрослых как своих родных. Первое время нужно меньше ограничивать свободу ребёнка. Запретами в этот период трудно добиться его расположения. Нужно считаться с привычками ребёнка, постараться почувствовать его состояние.

Чтобы вхождение в семью создавало меньше трудностей, в первое время необходимо придерживаться того режима дня, по которому ребёнок жил последнее время. Внимательно выслушивайте все рассказы ребёнка из прошлого опыта, это поможет лучше его узнать, быстрее установить контакт и доверительные отношения. Запрет или нежелание слушать могут усугубить имеющиеся у ребёнка проблемы. Не старайтесь слишком настойчиво и назойливо расположить ребёнка к себе. Ему нужно время, чтобы освоиться и оглядеться. Все нормально развитые дети очень любопытны. Особый интерес они проявляют к бытовой технике, к предметам, которых они раньше не видели (не отходят от телефона или телевизора, пробуют мыло, выдавливают пасту, выливают мамины духи, рвут книги, ломают хрупкие предметы, игрушки, лезут в запрещённые места). Может наблюдаться и другая крайность, когда дети боятся незнакомых вещей. Самый простой способ избежать неприятностей и сохранить добрые отношения — заранее убрать те предметы, которыми вы особенно дорожите, в укромные места. А полезные для ребёнка вещи оставить на видном месте так, чтобы их удобно было взять.

Как строить взаимоотношения приёмного ребёнка с родственниками замещающей семьи?

Приёмного ребёнка нельзя представлять сразу всем родственникам. Вначале ему надо дать время, чтобы он узнал домашнее окружение. Постепенно ребёнок становится членом семьи. У него появляются свои тети, дяди, бабушки, дедушки, двоюродные сестры, братья. Иногда бабушки и дедушки выражают протест «чужому» ребёнку, но ребёнок обычно «подкупает» их своей непосредственностью.

Как строить взаимоотношения приёмных и родных детей?

Если в семье, пожелавшей взять приёмного ребёнка, есть родные дети, то их надо подготовить еще до прихода приёмного сына или дочери. При соответствующей предварительной подготовке дети с нетерпением ждут появления нового члена семьи. Приёмные дети, особенно в первый период, требуют от родителей большого терпения, внимания, заботы. Нельзя в присутствии своих детей говорить о недостатках приёмного сына или дочери, со вздохом оценивая его несовершенство. Сделайте родных детей своими союзниками, даже партнёрами в помощи и заботе о приёмных детях. Если родные дети уверены, что их положение в семье прочно, что они по-прежнему любимы, что их интересы будут соблюдены, то они могут во многом помочь родителям. Через пример родных детей приёмные учатся взаимодействию с родителями.

Как относиться к воспоминаниям приёмного ребёнка о его кровных (биологических) родителях?

В большинстве случаев у детей сохраняются плохие воспоминания о покинувших их родителях. Однако встречаются дети, которые с грустью и слезами вспоминают своих, даже бросивших их родителей, чаще всего мать. Если ребёнок в своих воспоминаниях проявляет положительное отношение к матери, то будет абсолютно неправильно исправлять его взгляды или высказывать в связи с этим неудовольствие. Наоборот, надо радоваться, что чувства ребёнка не притупились, потому что мать хотя бы частично удовлетворяла его основные физические и психические потребности.

Когда взрослые люди говорят с ребёнком о его прошлом, ни в коем случае нельзя высказываться о его прежней семье пренебрежительно. Ребёнок может почувствовать себя оскорблённым. Однако он должен чётко знать, почему он не мог оставаться среди прежнего окружения. В разговоре с ребёнком о его прошлом необходимо проявлять находчивость: сказать ему всю правду и не обидеть его, помочь ему все понять и правильно осмыслить. Ребёнок должен внутренне согласиться с действительностью, только тогда он будет спокойно возвращаться к прошлому, жить настоящим и строить планы на будущее.

Отдавать ли приёмного ребёнка в детский сад?

Приёмного ребёнка (как и родного) в возрасте до 3 лет желательно воспитывать матери, поскольку именно в первые три года своей жизни ребёнок больше всего нуждается в материнской любви и заботе. Кроме того, после всех переживаний ему необходимо успокоиться и сжиться с новой семьей. Как правило, на это уходит от двух месяцев до полугода. Когда ребёнок полностью адаптируется в семье, то он может посещать детский сад. Для детей, никогда не посещавших детский сад, это критический момент, когда ребёнок оказывается в широком социальном окружении. В интересах ребёнка родителям необходимо тесно сотрудничать с воспитателями детского сада. Желательно познакомить их с судьбой и предшествующим развитием приёмного ребёнка, попросить уделять ему немного больше внимания, придерживаясь индивидуального подхода.

Какие трудности могут возникнуть при поступлении приёмного ребёнка в школу?

Для детей, не посещавших детского сада, в начале учебы в школе возникает критический момент, когда ребёнок оказывается в широком социальном окружении. В интересах ребёнка родителям необходимо тесно сотрудничать с учителями. Желательно познакомить их с судьбой и предшествующим развитием приёмного ребёнка, попросить уделять ему немного больше внимания, придерживаясь индивидуального подхода. Если ребёнок наблюдается психологом, то сообщить об этом, ибо психолог также будет нуждаться в информации учителей. Если врач и психолог, которые наблюдают за приёмным ребёнком, посоветуют отдать его в школу только через год, то, безусловно, надо прислушаться к этому совету. Такое решение поможет уменьшить отставание в общем развитии ребёнка, создать условия для формирования уверенности в своих силах. Ребёнок потом будет лучше, без напряжения, усваивать школьный материал. При необходимости приёмным родителям надо показать ребёнка врачу-логопеду для полного исправления произношения и дикции перед поступлением в школу.

Перед многими приёмными родителями и теми, кто еще только собирается воспитывать приёмных детей, встают вопросы, касающиеся здоровья и особенностей развития детей-сирот. Поэтому для приёмных родителей очень важно получить полную достоверную информацию об интеллектуальном развитии этих детей.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Архіў
Вас запрашае субота
DADOMU.BY
Время стать заметным!
Дом без насилия
Время стать заметным!
Мобильное приложение
Музей истории вычислительной техники